Работа всех систем и узлов современного автомобиля контролируется электронным блоком управления (ЭБУ). Это прежде всего касается такого сложного агрегата как двигатель внутреннего сгорания, работа которого согласовывается электроникой. Но для нормальной работы ЭБУ должен получать соответствующие данные, которые снимаются с датчиков, установленных непосредственно в моторе автомобиля.
Зачем нужны датчики в моторе?
Различные производители предлагают свои датчики, но со временем выработался определенный перечень, который можно встретить практически в любом двигателе внутреннего сгорания с инжекторной топливной системой.
Некоторые из этих датчиков доносят информацию о текущем состоянии двигателя в ЭБУ и водителю на приборную панель, а при поломке некоторых из них, например, ДПКВ, автомобиль попросту не заведется.
Подробнее о работе датчиков
Каждый датчик собирает информацию и подает ее на ЭБУ, что позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя и предоставить исчерпывающую информацию о его состоянии. Для этого требуется понять, для чего устанавливается каждый датчик и за что он отвечает.
ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха устанавливается во впускном воздушном канале, между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Его основная функция – измерение количества поступающего в двигатель воздуха. Согласно показаниям ДМРВ электронным блоком управления высчитывается оптимальное количество топлива, соответствующее объему поступившего в двигатель воздуха. ЭБУ подает команду на форсунки, через которые и поступает необходимое количество топлива.
ДПДЗ
Датчик положения дроссельной заслонки располагается непосредственно на заслонке, обязательно до впускного коллектора. Он указывает на положение заслонки в каждый момент времени и динамике его изменения. Положение дроссельной заслонки, в свою очередь, изменяется при нажатии педали газа водителем. Исходя из показаний этого датчика ЭБУ обеспечивает увеличение или снижение интенсивности подачи топлива в камеры сгорания, мотор набирает или снижает обороты. При полностью закрытой заслонке, подача воздуха происходит через регулятор холостого хода, а количество подаваемого топлива снижается.
ДПКВ
Датчик положения коленчатого вала располагается в непосредственной близости возле шкива коленвала. Его задача определять положение и скорость вращения вала в текущий момент времени. Для обеспечения работы ДПКВ на шкиве устанавливается специальный зубчатый диск с несколькими убранными зубами, что позволяет четко определять положение коленчатого вала. В разных двигателях датчик может находиться в других местах, но обязательно в непосредственной близости от коленвала, например, возле маховика. Данные передаваемые датчиком положения коленчатого вала на ЭБУ позволяют точно определить такт впрыска топлива и угол опережения зажигания, они же являются основой для выдачи информации об оборотах двигателя на тахометре.
ДПРВ
Датчик положения распределительного вала находится около головки блока цилиндров возле распредвала. ДПРВ определяет его положение в реальном времени, в самом простом исполнении он подает сигнал, когда поршень первого цилиндра выходит в верхнюю мертвую точку (такт сжатия). На основе этих данных ЭБУ подает команду на впрыск топлива в определенный цилиндр и зажигание.
ДД
Датчик детонации в большинстве двигателей установлен в верхней части блока цилиндров, возле камер сгорания, как правило, между 2 и 3 цилиндрами. Его задача улавливать металлический стук, образующийся в цилиндрах при детонации топлива, которая может серьезно повредить двигатель. Поступающая от датчика информация позволяет ЭБУ устанавливать нужный угол опережения, убирая ненужный эффект.
ДТОЖ
Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в части двигателя, где охлаждающая жидкость выходит из него, чаще всего это головка блока цилиндров или термостат. ДТОЖ указывает на температуру тосола, что влияет на работу двигателя после запуска. Если температура низкая, ЭБУ дает команду повысить холостые обороты за счет обогащения топливно-воздушной смеси и корректировки угла опережения зажигания. После набора рабочей температуры подается команда снизить обороты. При повышении значения рабочей температуры датчик подает сигнал, включающий вентиляторы охлаждения радиатора, кроме того, данные по температуре охлаждающей жидкости отражаются на приборной панели.
ДК
Датчик кислорода установлен в выхлопной системе в выпускном коллекторе или за ним, но до катализатора. Иногда дополнительный датчик устанавливается уже после катализатора. Они оценивают концентрацию кислорода в выхлопном газе. Первый датчик определяет количество кислорода на выходе из двигателя, второй – на выходе из катализатора, его называют диагностическим. По данным первого датчика блок управления обогащает или обедняет топливно-воздушную смесь, в зависимости от того, сколько кислорода осталось в выхлопных газах. Диагностический ДК указывает на эффективность катализатора, одновременно корректируя подачу топлива.
ДСА
Датчик скорости автомобиля в большинстве случаев располагается в верхней части коробки передач. Он изменяет скорость вращения валов после изменения передаточного числа коробки передач (переключения скорости). Это позволяет определить частоту вращения колес, а значит, скорость автомобиля. Популярный способ измерения – считывание данных с зубчатого венца, установленного на дифференциале. В некоторых автомобилях в качестве ДСА выступает датчик АБС возле колеса, которые считывает данные с зубчатого венца, установленного на ШРУСе. Информация о скорости автомобиля поступает на ЭБУ, который корректирует подачу топлива, а также на спидометр.
ДДМ
Датчик давления масла, в зависимости от конструкции двигателя, может располагаться возле масляного фильтра или в дальней точке – головке блока цилиндров. Он определяет давления масла к системе смазки мотора. Показания ДДМ никак не влияют на работу двигателя, но при падении давления масла, проблему нужно срочно решать поскольку двигатель быстро выйдет из строя и потребуется дорогостоящий ремонт. Об этом просигнализирует предупреждающая лампочка на приборной панели.
ДТВВ
Датчик температуры всасываемого воздуха часто располагается в одном корпусе с ДМРВ или отдельно в системе впуска. По температуре всасываемого воздуха ЭБУ вычисляет его плотность, регулируя подачу топлива для достижения нужного обогащения топливно-воздушной смеси.
Дополнительные датчики
ДАД
Датчик абсолютного давления находится во впускном коллекторе или закрепляется на автомобильном кузове, соединяясь с впускным коллектором гибкой трубочкой. Задача ДАД – измерение давления во впускном коллекторе.
На основе этих данных ЭБУ рассчитывает расход воздуха двигателем, образуя идеальные параметры топливно-воздушной смеси. Фактически, он заменяет ДМРВ, но иногда работает с ним в паре, сообщая дополнительную информацию.
ДНД
Датчик неровной дороги прикрепляется к кузову возле крепления одного из амортизаторов. Он улавливает колебания в вертикальной плоскости при движении автомобиля, определяя, что он двигается по неровной дороге. Данный от датчика поступают в блок управления и он отключает функцию диагностики пропусков зажигания, которая работает при неравномерном вращении коленвала.
Если какой-либо из датчиков неисправен, ЭБУ дает команду перехода в аварийный режим работы. При этом недостающая информацию заменяется усредненными данными, вшитыми в его память. Это не касается ДПКВ, при котором двигатель не работает.
О том, что какой-то датчик вышел из строя предупреждает лампочка, загорающаяся на приборной панели с надписью CHECK или CHECK ENGINE. Чтобы понять, что именно происходит с автомобилем, требуется провести компьютерную диагностику ЭБУ.
Видео: Датчики ДВС
Датчик оборотов коленчатого вала признаки неисправности: назначение, виды, обслуживание и замена
Двигатель автомобиля большой, тяжелый и сделан из очень прочных материалов. Однако отказ миниатюрного компонента может помешать его работе или вообще остановить его.
Сегодня мы проверим, как работает датчик положения коленвала. И это еще не все.
Потому что мы также посмотрим, как устроен датчик положения коленчатого вала, каковы симптомы его отказа и какова стоимость его замены.
Бензиновые и дизельные двигатели управляются компьютером почти 20 лет. Электронный блок определяет дозы топлива, которые будут впрыскиваться в камеры сгорания для обеспечения оптимальных условий работы двигателя. Кроме того, это уменьшает или увеличивает давление наддува.
Но как компьютер узнает, что теперь необходимо впрыскивать топливо, что теперь необходимо увеличить давление турбонаддува или отвести немного выхлопных газов в камеры сгорания? Он знает, потому что он анализирует сигналы от датчиков и на их основе выбирает соответствующий план действий, хранящийся в электронной карте. На работе его поддерживают десятки датчиков, которые действуют как верные информаторы.
Одним из наиболее важных датчиков для правильной работы привода и управляющего компьютера является датчик положения коленчатого вала.
Датчик положения коленчатого вала — какую роль он играет? Как это построено?
В современных, более сложных узлах также необходимо управлять системой изменения фаз газораспределения — и здесь также требуется точное позиционирование вала.
Современные двигатели уделяют большое внимание экологии и уменьшению количества токсичных компонентов выхлопных газов. Здесь также необходимо указывать положение вала, что позволяет, среди прочего, осуществлять точное управление системой рециркуляции отработавших газов EGR, которая предназначена для снижения выбросов токсичных оксидов азота.
Стоит помнить, что автомобиль может иметь несколько датчиков положения, которые могут выглядеть и функционировать одинаково или аналогично датчику положения коленчатого вала. Они используются, например, в автоматических коробках передач, в системах кондиционирования воздуха, а также в таких простых системах, как электрические стеклоподъемники.
Где установлен датчик положения коленчатого вала?
- У маховика двигателя
- На шкиве коленвала
Какие типы измерительных дисков?
- Щит с вырезанными прорезями
- Зубчатый диск, в котором каждый зуб указывает конкретное положение коленчатого вала
- Щит с постоянными магнитами
Измерительные диски также называются сигнальными колесами.
В настоящее время производители автомобилей используют три типа датчиков положения коленчатого вала:
- индуктивный
- Эффект Холла
- умный
Как работают датчики положения коленчатого вала на практике? Как мы уже упоминали ранее, все зависит от выбора датчика и экрана.
Давайте посмотрим на работу индукционного датчика и измерительного диска с вырезанными прорезями.
Датчик использует изменяющееся магнитное поле для измерения. Когда на оси датчика появляется зазор, с его стороны никаких действий не происходит.
Когда появляется ферромагнитный элемент (металлическая часть измерительного диска), магнитное поле изменяется. Правильное напряжение генерируется в катушке датчика.
На основании своих изменений контроллер двигателя считывает положение коленчатого вала.
Датчики с эффектом Холла используют измерение напряжения в электродах.
Интеллектуальные датчики, с другой стороны, не ограничиваются отправкой импульсов, информирующих о приближающихся к ним определенных объектах. Они посылают более сложные сигналы. Импульсы имеют разные частоты, и, следовательно, информация, которую они предоставляют, является более точной.
Неисправность датчика положения коленчатого вала — каковы симптомы? Как сделать ремонт?
- Обычно прогретый двигатель гаснет
- Неравномерная работа двигателя
- Проблема с запуском или полной невозможностью запустить двигатель
- Контрольная лампочка управления двигателем загорается и переводит двигатель в аварийное состояние (снижение мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива)
- Проблемы с рециркуляцией выхлопных газов EGR
Причин неисправности датчика положения коленвала много. Датчик, как и любой сильно используемый элемент, просто изнашивается. К этому следует добавить механические и электрические повреждения самого датчика или его проводов. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины повреждения датчика:
- Внутренние короткие замыкания внутри датчика
- Механическая неисправность измерительного диска, с которым взаимодействует датчик (например, поломка зубов)
- Повреждение электрических проводов, вилки или розетки — разрывы изоляции, короткие замыкания, полный разрыв провода
- Загрязнение сенсорной головки, которое нарушает магнитное поле и делает невозможным проведение соответствующих измерений
- Коррозия вилки или розетки
- Ослепление соединительных элементов, передающих электрические импульсы на компьютер управления двигателем
На самом деле существует только один эффективный метод ремонта — замена датчика положения коленчатого вала на новый. Датчик следует заменить в мастерской, поскольку доступ к нему обычно затруднен, а сам датчик должен быть установлен надлежащим образом.
Но мы не можем сразу быть уверены, что именно датчик является главной причиной ужасной работы нашего двигателя. Посещение мастерской будет тем более полезным для нас, потому что механики поставят диагноз, чтобы определить виновника.
Как проводится диагностика сенсора?
- Прежде всего, конечно, чтение кода ошибки из памяти контроллера и его расшифровка.
- Следующий шаг — найдите место установки датчика
- Другое — определение того, какой тип датчика использовался в транспортном средстве. Это определяет, какие шаги должны быть выполнены. Самое простое решение — доступ к технической информации производителя автомобиля, в которой указан тип используемого датчика и место его установки. Помимо данных о типе датчика, для механика также будет полезна информация о том, как соединить датчик с контроллером двигателя (тип штекера, тип кабеля, пробег и т. д.).
- Если вы уже знаете, какой датчик используется в вашем автомобиле, механик может продолжить работу.
- В случае индуктивного датчика, механик проверяет, не загрязнился ли его зонд, правильно ли он установлен и расположен ли измерительный зонд на правильном расстоянии от измерительного диска (обычно это от 0,5 до 2 мм, все зависит от автомобиля) ). Если на датчике отсутствуют явные признаки загрязнения или физического повреждения, механик проверяет состояние измерительного диска. Он должен быть идеальным, например, в случае зубчатого диска не должно быть повреждений отдельных зубов. Затем механик измеряет сопротивление катушки датчика, проверяет наличие короткого замыкания, а также измеряет сигнал, генерируемый датчиком.
- В случае использования галлотронного датчика, механик проверяет правильность установки датчика, проверяет, нет ли у датчика внешних повреждений, проверяет состояние генератора и измеряет сигнал, генерируемый датчиком.
При тестировании сигнала датчиков обоих типов чаще всего используется осциллограф.
Если повреждение обнаружено, нет ничего, кроме как купить новый датчик положения коленчатого вала.
Для некоторых автомобилей неисправность датчика положения коленчатого вала может быть включена в «типовые неисправности модели». Проблемы часто появляются в автомобилях Opel и Renault, особенно тех, кто старше 10 лет.
Как заменяется датчик положения коленчатого вала?
- Поиск места установки датчика в сервисных данных, как его подключить и другие контрольные значения (например, расстояние между зондом и диском).
- Настройка автомобиля таким образом, чтобы обеспечить лучший доступ к датчику (сверху или снизу, когда автомобиль стоит на подъемнике)
- Отключение разъема датчика
- Ослабьте винт крепления датчика
- Вкручиваем новый датчик
- Проверка положения датчика относительно измерительного диска
- Подключение датчика
- Очистка ошибки из памяти контроллера
- Проверка правильности работы силового агрегата
Датчик положения коленчатого вала может быть небольшого размера, но роль, которую он играет, безусловно, имеет решающее значение. Нечего объединять. Если он поврежден, вам необходимо как можно скорее обратиться к механику, а после диагностики купить датчик и заменить его.
Датчик положения коленвала: как работает, проблемы, проверка
Датчик оборотов двигателя авто
Когда у автолюбителей возникают те или иные проблемы с двигателем, они начинают интересоваться, какой датчик отвечает за обороты двигателя, поскольку первое подозрение зачастую падает на данные устройства.
Однако это не всегда так, ведь обороты могут «плавать» по различным причинам. Лучше всего для начала убедиться в том, что какие-либо другие поломки отсутствуют, а измерители проверять после. Так или иначе, если вы хотите обнаружить нужный датчик, вам необходимо знать, как он выглядит, и где его искать.
Основные понятия
Чтобы синхронизировать работу систем зажигания, а также впрыска, предусматривается датчик оборотов, или, как его называют, измеритель частоты вращения. Именно он передаёт в электроблок, управляющий мотором, необходимые данные о том, какие вращения поддерживает коленчатый вал в данный момент.
Этот измеритель силового агрегата – важнейший элемент автомобиля, без которого не обходится взаимодействие многих систем, ведь он помогает обеспечивать корректное функционирование всей машины в целом.
Электронный управляющий блок авто обрабатывает особые сигналы, которые посылает этот измеритель, чтобы выяснить:
- количество впрыскиваемого топлива в данный момент;
- момент впрыска;
- время, требуемое для активации клапана адсорбера;
- момент зажигания (у бензиновых моторов);
- угол поворачивания распределительного вала во время работы системы по изменению фаз механизма газораспределения.
Чтобы определить работоспособность измерителя, необходимо узнать его местонахождение.
Место расположения
Датчик частоты вращения, или индукционный измеритель, обычно располагается над маркерным диском автомобиля.
Диск, в свою очередь, может находиться:
- на маховике;
- на коленвале внутри блока цилиндров – такое бывает у марок Ford, Opel и т.д.;
- спереди моторного отсека на коленвале, вместе со шкивом привода допагрегатов (Jaguar, BMW, ВАЗ и т.д.).
Лучше всего, когда маркерные зубцы маховика предназначаются лишь для измерения оборотов мотора. Чуть хуже, если маркерными являются стартерные зубцы: эта особенность присутствует у автомашин марок Audi и Volvo.
Небольшая кривизна зубца маховика или маленький скол, присутствующий на нём, часто могут стать причиной в нарушении работы системы зажигания, из-за чего силовой агрегат не может функционировать на повышенных частотах вращения. В этом случае зачастую происходит хаотичное искрообразование, так как блок управления неправильно определяет количество зубцов.
Важные особенности
Следует обратить внимание, что на некоторых автомобилях датчик частоты вращения заменяет измеритель Холла: данное приспособление может передавать в главный блок управления не только сигнал о фазах механизма газораспределения, но и обороты двигателя. Если у вас именно такая ситуация, то найти прибор можно вблизи распределительного вала.
В случае, когда измеритель частоты вращения коленчатого вала выйдет из строя, вы не сможете завести свой автомобиль: после доскональной проверки системы зажигания и подачи топлива, в ходе которой не будет обнаружено существенных отклонений, рекомендуется обязательно проверить работоспособность датчика оборотов.
Заключение
«Плавающие» вращения двигателя не так редки: это состояние может возникнуть вследствие нескольких причин, поэтому необходимо тщательно проверить все варианты.
Если в работоспособности всех важнейших систем автомашины у вас сомнений не возникнет, рекомендуется задаться вопросом, какой из датчиков отвечает за обороты двигателя. Чтобы обнаружить причину быстро и более точно, рекомендуется своевременно провести диагностику авто, но не стоит забывать, что в некоторых случаях можно обойтись и без неё.
Датчики в наших ДВС: назначение и принцип работы
Современные автомобили оснащены большим количеством датчиков, назначение и принцип действия которых понятны далеко не каждому автолюбителю. Попробуем разобраться в этом вопросе.
- Датчик массового расхода воздуха
- Назначение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) заключается в контроле работы силового агрегата во время генерации системой электрического напряжения, посредством поступающего в мотор воздуха.
- На основании собираемых датчиком данных строится максимально продуктивная работа мотора, во время которой поступление воздуха в цилиндры позволяет бесперебойно преобразовывать его в электрический ток.
Рабочая часть датчика – платиновая нить представляет собой чувствительный анемометр. Она нагревается до постоянной температуры, которая удерживается при помощи термореле и электронного блока управления.
Проходящий через датчик воздушный поток охлаждает нить, тогда управляющий модуль системы увеличивает подачу тока на нее, вследствие чего температура нагрева нити продолжает увеличиваться, пока не достигнет своего постоянного значения.
Из этого следует, что сила необходимого для разогрева нити тока, зависит исключительно от скорости прохождения потоков воздуха через датчик.
А уже посредством вторичного преобразователя в системе датчика происходит генерация электрического напряжения.
В процессе работы на нити датчика накапливаются различные отложения, загрязняя ее и ухудшая характеристики всего устройства.
Эффективная очистка нити возможна только при помощи прожига импульсным током с температурой порядка 1 тыс. градусов.
- Однако промывать грязную платиновую нить датчика растворами, содержащими эфирные или кетоновые соединения, категорически запрещено, поскольку они:
- — губительно воздействуют на компаунд;
- — обладают способностью к охлаждению кристалла, в результате чего повреждается его структура;
- — смывают так называемую маску с поверхности кристалла (защитный полимерный слой в его центре).
Не стоит даже пытаться промыть нить датчика различными растворителями и аэрозолями, содержащими ацетон и этил, также нельзя очищать нить анемометра смоченной в бензине ваткой, намотанной на спичку, либо деревянную палочку. Подобные манипуляции никакого эффекта не принесут, а лишь ухудшат работу ДМРВ.
В качестве промывки можно использовать ВД-40, но стоит учесть, что в ее составе находится дизтопливо и кислотные соединения. Промывает «вэдэшка» хорошо, однако, после себя оставляет специфическую пленку на поверхности, которую для нормальной работы датчика необходимо удалить.
Смывать ее лучше спиртовыми составами (дистиллированная вода и любой спирт). Как показала практика, наиболее подходит для этой цели именно изопропиловый спирт. Наиболее эффективной станет промывка кристалла при помощи обыкновенного медицинского шприца с иглой малого диаметра.
Перед промывкой датчик и промывочную жидкость необходимо разогреть, например, при помощи строительного фена.
Датчик контроля положения заслонки дросселя
Этот элемент устанавливается на блоке дросселя рядом с приводом, и предназначается для контроля положения газовой педали. Стоит отметить, что во время мойки силового агрегата стоит быть предельно аккуратным, дабы не повредить этот датчик.
Несмотря на то что датчик дросселя рассчитан на продолжительное использование, все же иногда подводит и он, выходя из строя. О его поломке сигнализируют повышенные холостые обороты, возникновение рывков и нестабильная работа мотора во время езды.
- Датчик детонации
- Он располагается на головке блока между цилиндрами (ІІ и ІІІ). В зависимости от особенностей конструкции различают следующие виды этих элементов:
- — широкополосный (представлен в виде таблетки);
- — резонансный (имеет вид бочонка).
- Эти датчики не подлежат взаимной замене, то есть, в случае выхода из строя одного, его нельзя заменить другим типом.
Рабочий ресурс элемента огромен. Единственное, что необходимо – регулярно очищать контакты разъема от окисления. Работает этот датчик по принципу пьезозажигалки. То есть, с возрастанием уровня детонации начинает расти электрическое напряжение.
Датчик измеряет уровень детонации в силовом агрегате и, в зависимости от этого, контролирует угол опережения зажигания. В случае повышенной детонации, зажигание будет поздним. Если же датчик перестанет функционировать, двигатель начнет работать некорректно, увеличивается потребление топлива.
Он имеет шестигранную конструкцию, внутри которой расположен специальный пьезоэлемент, вырабатывающий электродвижущую силу из-за воздействия звуковых колебаний на его корпус. Получается, что датчик детонации является своеобразным передатчиком звуковых колебаний, благодаря которому блоку EFI доступны происходящие внутри мотора процессы.
Пустоты между корпусом и пьезоэлементом датчика заполнены компаундом особого состава. Помимо защитного назначения, компаунд имеет еще одно: его наличие позволяет выработать амплитудно-частотную характеристику, максимально приближенную к частоте детонационных процессов внутри силового агрегата.
При возникновении детонации во внутримоторном пространстве датчик измеряет ее уровень и передает сигнал блоку EFI, который в автоматическом режиме корректирует угол опережения зажигания, пока уровень детонации не снизится либо полностью не пропадет.
В итоге благодаря наличию датчика детонации в системе силового агрегата формируется наиболее благоприятный состав топливной смеси. Такое понятие, охарактеризованное на автомобильном сленге словосочетанием «стук пальцев», характеризует поломку датчика детонации. При этом резко снижаются рабочие характеристики мотора, и увеличивается потребление топлива.
Датчик масляного давления
Этот элемент контроля находится в магистральной сети маслопровода. Датчик запитан от электросети автомобиля и имеет индикатор на приборной панели. Кроме индикатора панель приборов может иметь контроллер масляного давления с указанием его величины.
- Довольно часто этот датчик является контролирующей частью системы управления мотором, которая при достижении критического уровня масляного давления выключает силовой агрегат.
- Помимо датчика масляного давления, может быть установлен датчик, контролирующий температуру моторного масла в системе.
- Датчик температуры антифриза
В конструкции силового агрегата этот датчик занимает свое место между термостатом и ГБЦ. На нем предусмотрено два контакта, а в основе функционирования устройства заложен следующий принцип: чем ниже температура двигателя, тем более обогащенную рабочую смесь удается получить.
В системе охлаждения датчик представлен резистором специальной конструкции (термистором), который с изменением температуры охлаждающей жидкости меняет свое сопротивление. Чем выше температура, тем ниже сопротивление, и наоборот — чем ниже температура, тем выше сопротивление термистора. Известно, что изменение температуры ОЖ по-разному отражается на работе двигателя.
Его конструкция вполне надежна. Выйти из строя он может лишь по причине отсутствия контакта на его выводах либо внутри устройства.
О его неисправности можно судить по началу работы вентилятора в то время когда мотор еще находится в холодном состоянии, невозможности либо проблемам с запуском прогретого силового агрегата, увеличении потребления топлива.
Лямбда зонд
Либо по-простому – кислородный датчик. Его назначение сводится к определению в выхлопных газах авто количества содержания кислорода. Находится этот электрохимический элемент в конструкции глушителя.
Отсутствие кислорода в топливной смеси говорит о ее обогащенности, и, наоборот, его повышенное содержание снижает обогащение. Поэтому лямбда зонд предназначается для формирования правильного состава рабочей смеси. Более подробно о лямбде тут.
Этилированный бензин пагубно отразится на работе кислородного датчика, а в случае его поломки повышенное потребление топлива и превышение вредных соединений в выхлопных газах автомобиля – гарантировано.
Датчик ПКВ (положения коленвала)
Довольно прочный и надежный элемент, конструкция которого представляет собой катушку из провода с магнитным сердечником внутри. Он расположен в пространстве шкива, и по нанесенным на шкив рискам считывает показания положения коленчатого вала.
Элемент генерирует сигнал, как только меняется положение расположенного на коленвале зубчатого диска. На основании этого сигнала блок управления отслеживает рабочие процессы, происходящие внутри цилиндра, и управляет подачей топливной смеси и искры.
В случае его поломки, рабочие обороты мотора резко упадут, а в худшем случае – силовой агрегат полностью остановится.
Датчик фаз или датчик положения распредвала (ДПРВ)
Входит в конструкцию, как правило, восьми- и шестнадцатиклапанных моторов, на которых располагается сразу за шкивом распредвала системы впуска сверху головки блока, и предназначается для формирования топливовпрыска в отдельно взятый цилиндр. Его поломка нарушает подачу топливной смеси, что вызывает ее резкое обогащение, как следствие увеличенный расход.
Регулятор холостых оборотов
Незаменимый элемент в устройстве мотора, который регулирует холостые обороты двигателя, обеспечивая его стабильную и максимально продуктивную работу. Конструкция устройства состоит из шагового электромотора с пружинной иглой конусного типа.
На работающем на холостых оборотах силовом агрегате воздух циркулирует мимо закрытой дроссельной заслонки. Это возможно благодаря конусной игле датчика, которая регулирует диаметр сечения дополнительной магистрали подачи воздуха. Таким образом датчик определяет оптимальное количество кислорода, необходимое для бесперебойной и продуктивной работы агрегата.
Месторасположение регулятора – корпус заслонки дросселя.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что крепится он при помощи двух винтов, головки которых у большинства авто покрыты слоем лака либо попросту рассверлены, что представляет некоторую помеху при снятии регулятора холостых оборотов. Поэтому нередко приходится прибегать к снятию корпуса заслонки для того, чтобы заменить регулятор либо прочистить загрязненную воздушную магистраль.
Поскольку регулятор относится к исполнительному типу устройств, его системная диагностика не предусмотрена. Поэтому в случае его поломки ошибка «Проверьте двигатель» на панели приборов может и не загореться.
- На его неисправность указывают следующие факторы:
- — «плавающие» холостые обороты мотора;
- — часто силовой агрегат глохнет после выключения передачи;
- — холодный пуск мотора не сопровождается повышением оборотов холостого хода, как это должно быть;
- — нестабильность холостых оборотов во время включения нагрузки.
Снимать регулятор холостых оборотов необходимо только при отключенном аккумуляторе. Для этого с него снимется разъем и выкручиваются винты, крепящие датчик. Устанавливается регулятор в обратной последовательности. Единственное, что нужно сделать в момент его монтажа – смазать уплотнитель на фланце. Для этого идеально подойдет моторное масло.
- Взаимосвязь разных типов датчиков в системе регулировки холостых оборотов мотора
- Количество находящегося в моторе воздуха контролируется описанным выше датчиком ДМРВ, и в зависимости от его объема ЭБУ производит расчет подачи обогащенной рабочей смеси в двигатель.
- При помощи датчика положения коленвала блок управления определяет обороты моторного агрегата, и на основании этого система регулировки холостого хода управляет подачей воздуха, минуя закрытую заслонку дросселя.
Во время стоянки блок управления поддерживает постоянную величину холостых оборотов на прогретом моторе. Если силовой агрегат холодный, система посредством регулировки оборотов холостого хода увеличивает их, обеспечивая мотору прогрев на высоких оборотах. Благодаря этому допускается движение без прогрева силового агрегата.
Все перечисленные датчики встречаются на большинстве современных автомобилях, и теперь вам будет намного легче ориентироваться в результатах диагностики и покупки необходимой запчасти в автомагазине.
Датчики двигателя: где находятся и для чего нужны
Какой датчик отвечает за обороты двигателя? Список и нужная информация
При возникновении проблем с двигателем можно услышать вопрос, какой датчик отвечает за обороты двигателя. Часто именно на эти электронные устройства водители грешат в первую очередь. Но проверять датчики следует в последнюю очередь.
Плавать обороты могут по самым разным причинам. Сначала следует убедиться в отсутствии других поломок. Часто проблемы с оборотами начинаются после заправки топливом низкого качества.
В таком случае система впрыска просто не в состоянии сделать нормальную смесь.
Датчик на холостой ход
Нужно отметить, что при его повреждении обороты будут плавать в основном на холостом ходу. Но в любом случае проверку следует начинать с ДХХ. Для этого нужно скинуть колодку проводов с датчика. После чего проверяется напряжение. Для этого один вывод проводов пускают «на массу», то есть прикладывают к двигателю. Второй провод присоединяют к датчику и замеряют напряжение.
Мультиметр должен выдавать напряжение не меньше 12В. Если показатель меньше, то возможно разряжен аккумулятор. После восстановления его заряда возможно и работа двигателя восстановится. Также нужно проверить сопротивление на выводах, оно должно равняться 53 ОМ. Замеры нужно производить на парных контактах. Нужно поменять датчик, если сопротивление ниже или выше.
Все, что нужно знать об эфирных маслах
Как проверить датчики инжекторного автомобиля
Управляется современный инжекторный двигатель многими датчиками. Только вот электронная система, которая контролирует действия мотора, не всегда становится причиной поломки.
Как проверить датчики инжекторного автомобиля — исправность датчиков надо постоянно проверять, оценивая работоспособности деталей и компонентов силового агрегата.
На неисправность датчика указывает лишь лампа Check Engine, на панели проборов загорается она.
Как проверить датчики инжекторного автомобиля
Чтобы проверить датчики, нам потребуются: омметр (мультиметр), инструмент для демонтажа.
Датчик положения заслонки дросселя – это переменный резистор. Проверяя его функциональность, сопротивление замерим между его выводами.
Показания полученные необходимо сравнить с заводскими значениями, которые указаны в инструкции. Нормально, если несоответствие составляет 20 процентов.
Еще на неисправность датчика указывает нестабильность холостого хода, возможные скачки в процессе увеличения оборотов.
Невозможно проверить датчик детонации, должны быть специализированное оборудование под рукой. Есть косвенный признак поломки устройства – это повышенная детонация в момент работы двигателя. Чтобы осуществить диагностику и замену датчика, надо обращаться к специалистам.
Такая же ситуация и с датчиком фаз ГРМ. Монтируется он на двигательные агрегаты с четырьмя клапанами, прямо на цилиндр. Для проверки понадобятся специальные диагностические приборы.
Возможно, двигатель не заводится у машины. Значит, неисправен датчик положения вала коленчатого. Именно такой датчик один, который не включается, если сломался мотор. Для осуществления дополнительной проверки замеряем между выводами сопротивление, и заранее отключаем разъем. Параметры данного показателя не должны превышать 750 Ом.
Иногда причиной поломки датчика положения вала коленчатого становится контроллер, который присутствует на диске шкива коленвала. Демпфер резиновый, размещенный на зубчатом колесе этого контроллера, провернуться способен относительно шкива.
Предстоит отыскать метки на распредвале, маховике. Надо помнить, что метка на маховике еще дублирует метку, присутствующую на коленвале. Установлен ролик правильно, значит, метки эти будут совпадать.
Как проверить датчики инжекторного автомобиля, чтобы оценить пригодность для работы датчика, отвечающего за массовый расход воздуха, колодку проводов, которая подходит к нему, надо отсоединить. Теперь замеряем сопротивление между выводом по указанной схеме системы управления. Обычно, этот показатель не превышает значение 6 кОм.
Можно датчик снять с заведенного мотора. Двигатель не сбавит оборотов менее 1500. Есть еще признак неисправности такого датчика — неустойчивая работа двигателя, затрудненный пуск силового агрегата, скачки, задержки, провалы при движении, тяга и мощность недостаточная.
Для того чтобы оценить исправность датчика скорости, следует переключиться на нейтральную передачу при движении машины на холостом ходу. Если датчик исправный, то обороты несколько увеличатся. На некоторых автомашинах при неисправном датчике перестает функционировать спидометр.
Как проверить датчики инжекторного автомобиля — чтобы проверить датчик, отвечающий за температуру охлаждающей жидкости, следует в документации отыскать специальную таблицу. Любое изменение температуры в данной системе должно сопровождаться отклонениями сопротивления датчика.
Проверяем кислородный датчик измерением сопротивления нагревателя, заранее отключив разъем от него. Результат варьируется от 0,5 Ом, предел — 10 Ом, все зависит от модели устройства. Более подробная информация зафиксирована в инструкции. Для проверки разъем снимем с датчика, зажигание включим, проверим опорное напряжение присутствующего контроллера, параметр его — 0,45 В.
Рено логан заводится и глохнет
Как проверить датчики инжекторного автомобиля — сложно? Тогда в автосервис!
Смотрим видео — как поменять датчик фаз на Ладе Калине на восьми клапанном двигателе